Бунт на продажу или стоит ли курить, чтобы разрушить Вавилон

…в единственной тогда свободной стране Африки был коронован, как гласила официальная родословная императорского дома Эфиопии, «225-й потомок царя Соломона и царицы Савской» Хайле Селассие . Достаточно было ямайцам прочитать статью в газете, снабженную впечатляющим фотоизображением императора в царских одеяниях, как они мгновенно поняли — это и есть тот самый мессия, царь с востока, которого уже больше 15 лет назад предрек Маркус Гарви.

Строчки Чуковского про дикую Африку с обильно кишащими там животными, которые так и норовят покусать и всячески обидеть маленьких деток, надежно создали в сознании советского ребенка образ совсем уж негостеприимного, выжженного солнцем континента. Взрослея, мы узнавали о героической борьбе недавно освободившихся от гнета империалистов черных братьев за установление коммунистического рая. И активно помогали им уничтожать друг друга в долг. Одной из таких жертв восстания рабочего класса был эфиопский император Хайле Селассие. В газете «Правда» от 1974 года наверняка тогда появилась пара сухих строчек о свержении очередного бесчеловечного диктатора. И это стало настоящей трагедией для маленького, но очень музыкального народа Ямайки, грозившей разрушить все их религиозные верования. Ведь Рас Тафари (имя императора до коронации) был живым богом, воплощением Святой Троицы (именно это означает имя Хайле Селассие); считалось, что ему подвластна атомная энергия, да и вообще он всемогущ, как и полагается богу. Но откуда взялась такая уверенность у измученных солнцем ямайцев?

Все началось с того, что в 17 веке африканских аборигенов стали активно вывозить с их родины на карибскую Колыму, вместо непокорных индейцев, которых постарались быстро уничтожить и прогнать в горы, подальше от глаз цивилизованных англичан. Лет 300 все шло как по маслу, пока не появился альтруист и борец за права чернокожих всей земли Маркус Мосайя Гарви, который спал и видел, как бы объединить всех детей мамы-Африки, разбросанных по миру. Будучи весьма находчивым малым, он объявил во всеуслышание, что Адам с Евой, Моисей, да и все другие, более-менее положительные герои Библии, включая самого Христа, были черны как смоль, а белые колонизаторы, дабы сокрыть правду от наивных рабов, обелили их в буквальном смысле слова. К тому же Гарви уверял, что скоро придет царь с востока и освободит черных израильтян из Вавилонского рабства — вернет их в Африку истинный Сион. Когда слух о чернокожести Христа дошел до англичан, их религиозные чувства были настолько задеты, что Маркусу рекомендовали в 1916 году отправиться в более терпимую к разным библейским ноу-хау Америку. Там новоявленный пророк, не теряя времени зря, за 10 лет своей ссылки создал несколько приходов так называемой гарвиитской церкви, один из которых, почему-то имени известного чернокожего джазмена Джона Колтрейна, существует и по сей день. Но, к сожалению, проповедник решил заняться в США бизнесом и создать свою морскую компанию, целью которой должна была стать та самая репатриация ямайцев в Африку. Фирма » Black Star Liner «, не построив ни одного корабля, обанкротилась и, спасаясь от назойливых кредиторов, Гарви вернулся на родину. Там, как ни странно, его трактовка Священного Писания дала корни и стала активно культивироваться в среде малообразованного населения. Все бы хорошо, но ждать мессию вечно никто не собирался, а тут как раз в единственной тогда свободной стране Африки был коронован, как гласила официальная родословная императорского дома Эфиопии, «225-й потомок царя Соломона и царицы Савской» Хайле Селассие . Достаточно было ямайцам прочитать статью в газете, снабженную впечатляющим фотоизображением императора в царских одеяниях, как они мгновенно поняли — это и есть тот самый мессия, царь с востока, которого уже больше 15 лет назад предрек Маркус Гарви. Негритянский пророк был обескуражен таким поворотом событий. Но сколько он ни увещевал, на этот раз ему никто не верил — ведь Фома тоже не узнавал Христа. Вскоре появился целый сонм пророков, свидетельствовавших о втором пришествии мессии в лице эфиопского императора. Тем же, кто не уверовал в близость спасения, советовали побольше курить чудо-травы ганжи, а по-нашему — конопли. В «приподнятом» состоянии уж точно должно было стать понятным как день, что Хайле Селассие — черный Христос. «Вы думали, что бог белый, так смотрите, он — черный, и вы не сможете ничего с этим поделать», — посмеиваясь, твердили растаманы.

В принципе, не удивительно, что в среде чернокожих рабов появился такой, замешанный на природных наркотиках культ — там, где цивилизация не стала настолько священным институтом, как в Европе, люди часто прибегают к психоактивным веществам, чтобы в состоянии обостренного сверхвнимания и религиозного переживания войти в транс и найти божественное начало. Обычно, все эти индейские и пан африканские культы так и оставались там, где впервые возникли. Но не так просто оказалось с растафарианством. Музыка регги стала служить главным его пророком и популяризатором. Молодежь всего мира взялась отращивать дреды и оправдывать пакетики травы, найденные родителями в карманах, религиозной необходимостью, забывая, что они совсем вроде бы не негры и если готовы репатриироваться, то только в Шарм-эль-Шейх и на пару недель. Раста стала урбанистической культурой городских трущоб в мегаполисах, своего рода ответом на ложь мира вокруг. Но как можно ложным поклонением и замалчиванием правды победить обманные ценности этого мира, которые преподносятся с экрана ТВ? И тут дело даже не в траве, после которой «вам захочется чего-то более серьезного», а в том, что принцип «клин клином вышибают» в случае борьбы с обществом потребления не будет действовать. Раста трансформировалась в такую же вещь «купи-продай». На регги-форумах, которых нынче у нас стало полно, обсуждается не путь прихода к Джа и Его Царству, а то, где купить раста-шмотки помоднее, да сколько стоит сделать дреды. Кулончики с коноплей и трехцветные аксессуары продаются в каждом переходе, а день рождения Боба Марли отмечается с русским размахом. И почти неважно, что музыканты могут не попадать в ритм, а «на ушах у них отоспался медведь» — главное, чтоб пели про расту и проклинали Вавилон. А вспомните наконец-то почившую группа «Пятница»? Полстраны пело их «Ямайку», считая, что это и есть карибский драйв!

Молодежи во все времена нравилось бунтовать против культуры отцов, но фишка современного общества в том, что «отцы» за этот отправившийся на продажу бунт еще и платят. И это гениально! Общество потребления создало бесконечное количество симулированных псевдомиров, из ловушки которых, попав туда, уже не вырваться. Помните «Матрицу» — бунт уже заложен в программу. Все, что остается — это пустить его по ложному пути поиска врага где-то вовне: в обществе, государстве, церкви. Оттого и происходят революции, ни одна из которых еще не добилась того, о чем кричали с баррикад. А настоящий-то враг — он тут, даже не стоит и руки протягивать, чтобы дотронуться. Классик, лучше которого уже не скажешь, пропел: «Вавилон — это состояние ума; понял ты или нет…». Как и Царствие Божье, которое «внутри вас есть».

Автор: Алексей Пастушин

Комментирование закрыто