Каждому – по потребностям!

Научно-технической революции не будет! По одной простой причине: все, что создано человеком, может нанести ему моральный вред. Каковой будет компенсирован в судебном порядке из кармана производителя. Другими словами: инициатива наказуема. Так гласит закон джунглей! Так гласит закон Российской Федерации!

Какой смысл изобретать велосипед, зная, что вскоре после того как первый серийный экземпляр поступит в продажу, вас затаскают по судам кривоногие велосипедисты и их адвокаты? Зачем создавать новые модели одежды, если любая судебно-товароведческая экспертиза, поднятая по тревоге колбасного отдела близлежащего универмага, используя метод «пощипывания и причмокивания» (органолептический метод), заявит вам, что ваша творческая фантазия – не более чем технологический брак и не соответствует ГОСТам за почтенный 1967г.? Хуже всего, что эксперт-товаровед твердо уверена в одном: любая вещь, никогда не производившаяся в России, должна соответствовать ее личным понятиям о качестве. Например, пляжное парео от D & G должно иметь форму носового платка от фабрики «Привет товарищу Сталину», разработанного в КБ имени Крупской по ленинским чертежам, а именно: крепко сшито, стянуто по бокам и прострочено по периметру суровыми нитками в три ряда.

Согласны ли с ее мнением сами Дольче и Габбана – это мы вряд ли узнаем. Да нам это и не очень интересно. Пропади они все пропадом! Нам главное, чтобы наши валенки воздух озонировали. Потому что мы, потребители, – всегда правы. А все эти буржуи, фабриканты, торгаши – тьфу на них! Сами заслужили к себе такое отношение…

Кстати, об отношении. Десятки Интернет-сайтов и телепередач, сотни статей и публикаций посвящены самой популярной на сегодняшний день теме – защите потребителя от произвола продавцов, производителей, работников сферы услуг и прочей нечисти. Вроде бы все правильно! Человек должен знать свои права. Но в какой форме? Такое количество агрессивного общественного порицания больше похоже на информационную войну.

За несколько лет такой войны общество разделилось на две категории: потребителей и производителей-продавцов (в нашей стране эти два слова почему-то являются синонимами). И если потребителя защищает закон и общественное сознание, то производителя защищает собственная шкура, на которой он познает всю прелесть такого сознания, согласно которому он – заранее объявленный преступник.

Я не прав? Тогда напомните мне, как закон-то называется? Правильно! Закон «О защите прав потребителей». Не продавцов мороженого – а потребителей. Их большинство, они добропорядочные самаритяне, а остальное население – банда предпринимателей, торгаши, деляги, изгои. И пусть Закон предполагает, что мы все с вами являемся в какой-то мере потребителями. Однако это не так! И дело не в том, что «потребитель» – это даже не жизненный статус человека, а скорее ситуация, в которой этот человек находится. Дело в психологии «типичного потребителя». Само слово «потребитель» звучит унизительно, и может быть, поэтому я никогда не приму эту идеологию хамов, по которой для собаки вполне справедливо кусать руку, которая ее кормит. Как кусать? Можно метафорически, а можно и в судебном порядке, как все цивилизованные люди. Отношения потребителей к производителям уже давно вышли на уровень того маразма, в котором никакая дружба между слоями общества уже невозможна.

Давным-давно, когда адвокаты еще не изобрели самих себя, потребители просто лупили производителей палками или вешали их на фонарных столбах. Через некоторое время, когда была изобретена письменность, но еще не был придуман первый паровоз, потребители уже сочиняли судебные иски на будущих владельцев транспортных компаний. Злые языки поговаривают, что и древняя наскальная живопись была изобретена потребителями только для того, чтобы как-то объяснить вождю племени свои претензии к поселковому шаману, работающему по совместительству в сфере услуг: вызов дождя по требованию, медленные танцы, тамада.

Теперь, когда сутяжничество, благословленное законодательной властью, приобрело массовые размеры, а потребители научились высчитывать сумму компенсации морального вреда, еще не успев распаковать новые ботинки, дела пошли куда веселее. Например, если на Диком Западе можно получить моральную компенсацию за свою глупость, как произошло с одной старушкой, «разогревшей» в микроволновке своего кота до цвета хрустящей корочки, то в нашем суде, самом гуманном в мире, вы можете с легкостью получить деньги просто на халяву.

Такой случай произошел в Ярославле, когда, не имея на руках ни объекта иска – старой полинявшей кофты, – ни товарного чека, – вообще ничего, бескорыстная учительница без труда выиграла это любопытное дело. Дело в том, что любительница модной одежды уже давно выкинула старую кофту, а суд… учитывая, что ответчик, покрутив пальцем у виска, так и не появился ни на одном заседании, вынес заочное решение, удовлетворив самые идиотские требования оскорбленной истицы… Что было потом – уже неважно, но факт остается фактом: судья – тот же потребитель, и, начихав на закон, он всего лишь помогал коллеге – можно сказать, другу. В таком важном деле и закон – не закон, а так, бумажка туалетная.

А вот еще загадка, присланная нам из соседнего областного центра: за какое время рядовой потребитель сможет залечить один зуб шесть раз у шести частных стоматологов, получая за каждый сеанс до двадцати тысяч рублей компенсации за свое ущербное здоровье? Ответ – примерно за год. Думаете, он мошенник? Ничего подобного! Он действовал в рамках закона о защите прав потребителей. Этот закон предусматривает, что стоматологи и есть мошенники, а он… герой труда!

Ради справедливости надо сказать, что на седьмой ходке в суд потребитель попался! Ну нельзя два раза петь одну песню одному и тому же судье. Но как вы думаете – что было дальше? Ничего! Просто в иске ему отказали – и все!

Некоторые наши читатели спрашивают: можно ли получить компенсацию морального ущерба за подаренный товар? Сразу скажу – нельзя! Пока еще нет такой статьи в уголовном кодексе. Но попытки «вернуть» деньги за испорченный подарок были!

Не так давно в суд Октябрьского района г. Иваново поступило такое пожелание от счастливой обладательницы подарка – летних кроссовок от магазина спортивных товаров. Прошлепав по грязным лужам в летних кроссовках всю зиму и испортив подарочную обувь окончательно, она вдруг почувствовала себя немыслимо ущемленной, о чем и не преминула написать в исковом заявлении. Нет, смеяться еще рано! Женщина была настолько глупа и уверена в своей правоте, что прикрепила к своему заявлению товарный чек, на котором отсутствовала цена, и черным по белому было написано «Подарок».

Как ни хотела судья ей помочь, но.… Нет пока еще такой статьи! Нет! Пока нет… И чтобы как-то смягчить трагизм ситуации, напоследок судья намекнула безутешной потребительнице, куда надо срочно пожаловаться, чтобы восстановить статус-кво… К вящему неудовольствию почтенного суда, охотница за подарками была еще и глухой.

Вообще судиться можно из-за любой ерунды: рваных колготок, упавшей на пол зубной щетки, разбитой о голову друга некачественной стеклотары из-под пива – все, что придет в голову того друга, потребитель может оспорить в суде. И судьи, и экспертизы всегда поддержат его чаяния. У нас принято помогать убогим и давить сильных! А вот, кстати, пример, как обычно происходят подобные суды над врагами народа.

Едва предыдущие кроссовки высохли и рассыпались в прах, как на том же месте разгорелись новые страсти. Благочестивая маникюрша из модной галереи, разгуливая по турецкому пляжу, вдруг обнаружила, что ее купальник порвался в клочья, швы треснули, ткань протерлась до дыр – как будто по нему проехал трактор, – а кроме того, коварный купальник сам вывалялся в грязи и облил себя пивом. Все случилось так быстро и неожиданно, что мощь ее гневного возмущения чуть не развернула взлетающий Ил в обратную сторону. Муж несчастной крепко держал супругу за руку и, щурясь на южный закат, жаждал мести и моральной компенсации.

Отдых закончился, и не успели двери аэропорта захлопнуться, как злосчастные потребители уже стояли в магазине и, потрясая грязной рваниной перед лицом молоденькой продавщицы, требовали справедливости и… оплаты путевки в Турцию. Дипломатические переговоры вскоре закончились – маникюрша отказалась просто забрать свои деньги и не мозолить глаза уставшим от этой возни хозяевам магазина. Через год враждующие стороны снова собрались все вместе, но уже в суде. Пошла вторая часть Марлезонского балета!

– Меня оскорбляли! Матом! «Маникюршей»! – взяла вступительное слово мастер по ногтям.

– Я же только предлагал вам свои деньги забрать! – изумился представитель ответчика. – Я же вам звонил по телефону! У меня и свидетели есть!

– А может, вы в игрушечный телефон звонили? – ядовито ухмыльнулась адвокат истца.

«А что скажет наша доморощенная экспертиза?» – эта мысль пришла в голову всем одновременно.

Вывод судебного эксперта-товароведа: бесспорно, это производственный брак. Так порвать вещь, испачкать ее и облить какой-то гадостью могли только на заводе-изготовителе. На основании того, что у меня нет никаких оснований, я в этом практически уверена! Подпись. Печать. Примечание: «Ваше политическое кредо?» – «Товаровед!»

«Вздернуть бы этих торгашей, – читалось в глазах у судьи, – и по домам!»

– Да, кстати, Танюша очень страдала морально и физически! – вспомнил муж маникюрши.

– Продавец виноват уже в том, что мог знать о том, чего знать не мог! – закончила свою речь адвокат истца.

«Продавец мог бы и заранее догадаться, что маникюрша порвет купальник, и не продавать его. А если мог предположить – значит, это умысел! А умысел – это статья!» – прикинула судья.

– К грязи и пятнам пива я претензий не имею! – великодушно согласилась маникюрша.

– Все ясно! По полной программе! – вынесла решение судья. – Все свободны!

Шоу закончилось, и ушлая мастерица по ногтям положила еще одну моральную компенсацию в свою потребительскую корзину. Занавес закрылся. А какую компенсацию морального вреда получила девочка-продавец, перед которой маникюрша вывалила на стол свои грязные ношеные трусы? Судам до этого нет дела…

Да, не все предприниматели белые и пушистые! Но измерять всех одной линейкой? Отнять и поделить – это и есть общественная мораль?! Ну, тогда у этого общества один гипофиз на всех, да и тот – собственность Клима Чугункина.

Да, не все предприниматели бедные и несчастные – большинство из них очень неплохо живет. И что – давайте ненавидеть их за это? За то, что платят налоги, создают рабочие места, кормят, поят, одевают, на дом приносят? Не за это? А за что тогда? За то, что деньги берут за свой труд? Да, это серьезный повод для ненависти…

Но не всё в этой жизни можно измерить деньгами. Многие мои знакомые-предприниматели прошли огонь и воду, некоторые из них смотрели смерти в лицо отнюдь не в кинозале. Бандитские стволы, приставленные к груди, финки у горла, разбитые битами головы – об этой стороне закона «о защите прав потребителей» они знают не понаслышке. Чем еще общество потребителей может их напугать – штрафами, судебными исками? Лучше сразу сжигайте их на костре: средний класс со своей жалкой стабильностью России не нужен. России нужны революции!

Вот только какой революции вам еще надо? Потребительская – уже давно свершилась, и ее плодами успешно пользуются самые ловкие ее герои. Так налетай – подешевело!

Автор: Марк Николайцев

1 комментарий
  • Отечественного предпринимателя трусами не напугать. Гораздо страшнее ненависть пролетариата и презрение буржуазии к среднему классу.